ВЫСТАВКА

ХРАМЫ - ДЕТИ МОИ

Выставка посвящена 120-летию Почётного гражданина Великого Новгорода,
архитектора-реставратора
ЛЮБОВИ МИТРОФАНОВНЫ ШУЛЯК
(1896 - 1996)
Столетний юбилей
9 октября 1996 года в Великом Новгороде отмечали 100-летие Почётного гражданина Великого Новгорода, архитектора-реставратора Любови Митрофановны Шуляк. Поздравить юбиляра пришли и приехали её коллеги, ученики и просто жители города.
Любовь Митрофановна Шуляк,
Фото В.П. Морсова 9 октября 1996 года.
Л.М. Шуляк на выставке, приуроченной к вечеру, посвящённому её 100-летию.
(Читальный зал Новгородской областной библиотеки).

Фото И.В. Бондаренко, 1996 г.
Любовь Митрофановна приехала в Новгород,
когда ей было 50 лет.
Ровно столько же она прожила в Новгороде, восстанавливая и оберегая его храмы.

9 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА В АНО "ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ В.И. ПОВЕТКИНА"
ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА К 120-ЛЕТИЮ Л.М. ШУЛЯК
"ХРАМЫ - ДЕТИ МОИ"
На выставке представлены картины, фотографии, новгородские книги-альбомы 1960-х - 2000-х годов, газеты
и архивные документы, освещающие реставрационную деятельность Любови Митрофановны Шуляк в Новгороде.
Храмы, восстановленные архитекторами-реставраторами в послевоенное время, являются лицом Великого Новгорода, его историей, его украшением. Они воспеты художниками и поэтами. Достаточно увидеть Святую Софию, чтобы сказать: "Это - Новгород! Господин Великий Новгород!". Мы гордимся возрастом нашего города - нам уже более 1150-лет! - любуемся его храмами, знакомимся с его историей, незримо и явно прослеживаемой в старых улицах, в их названиях. Можно придти на Ярославово Дворище, в новгородский Детинец, посетить первый в России монастырь - Юрьев, зайти в храмы XI-XV веков, увидеть фрески Феофана Грека, иконы древних новгородских мастеров. Благодаря уникальному земляному культурному слою, сохраняющему органику, археологи-историки-лингвисты прочли и услышали в берестяных грамотах говор древних новгородцев, узнали и поведали нам об их мыслях и чувствах, о деловых заботах новгородцев. Берестяные грамоты "оживили" летописные памятники. Мы услышали музыкальные инструменты, звучавшие в X-XV веках в Новгороде...
Ожившая и озвученная история! Но этого могло и не быть. Если бы не подвиг тех людей, которые победили в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. , и тех, кто восстанавливал разрушенный Новгород.

Из истории новгородской реставрации
Послевоенный Новгород
середины 1940-х годов

Фотографии из группы ВКонтакте
"Великий Новгород - прошлое в фотографии"
https://vk.com/club12011186
« Разрушения, которые принесла городу и области война, были огромны. Чудовищные разрушения памятников архитектуры, произведений живописи, скульптуры ранее не были известны ни в одной из войн… Всемирно известные памятники древнего Новгорода, гордость русской культуры, были расстреляны и превращены в груду развалин <…>.
Созданная ещё в 1941 году правительством, Комиссия по охране памятников вырабатывала необходимые меры по их поддержанию и сохранности. <…>
После образования летом 1944 года Новгородской области был создан областной отдел архитектуры с сектором по охране памятников. Возглавил сектор художник-реставратор Н.А. Чернышов. С ним пятеро специалистов. <…>
На учёт было поставлено 80 памятников в городе и примерно столько же в области. На все составлены первичные документы: паспорта, фотографии и обмеры. <…>
13 декабря 1944 года по Постановлению СНК СССР создана Специальная проектно-реставрационная мастерская <…> В 1947 году Специальная проектно-реставрационная мастерская получила строительную базу и стала называться Специальной научно-реставрационной производственной мастерской. <...>
Первым директором СНРПМ был назначен старший архитектор ленгорисполкома Сергей Николаевич Давыдов, хорошо знавший систему охраны и реставрации, работавший в составе областной Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков с января по май 1944 года. С С.Н. Давыдовым работали архитекторы В.Н. Захарова, П.Н. Максимов, И.Г. Сахарова, Е.Н. и А.Н. Петровы, Ю.Э. Крушельницкий, Л.М. Шуляк. <…>.
Коллектив архитекторов, работавший с С.Н. Давыдовым, проводил тщательное изучение памятников, как того требовали постановления правительства. Они предотвращали дальнейшее разрушение памятников, раскрывали и освобождали их от от переделок разных эпох и времён. Они создали и методику реставрации стены и башен Кремля (архитектор А.Л. Ротач), Софийского собора (архитекторы Е.Н. и А.Н. Петровы), звонницы Софийского собора (архитектор Ю.Э. Крушельницкий) <…> . В это же время предотвращена авария юго-западного угла церкви Спаса Преображения на Ильине улице (архитектор Л.М. Шуляк). Проекты верхних частей церкви Дмитрия Солунского и Петра и Павла в Кожевниках (архитектор Л.М. Шуляк) были выполнены с частичной реставрацией. Архитектор, директор СНРПМ С.Н. Давыдов осуществил в 1947 году проект реставрации церкви Спаса на Нередице". <…>
http://www.novsu.ru/file/131001

Фотографии Софийского собора, башни Кокуй и Церкви Покрова Новгородского Кремля
до реставрации (1944-1945)
и после реставрации (1947-1949)
Источник: https://vk.com/club12011186
"Рубежом первого этапа в истории СНРПМ следует считать 1950-й год. Проблемы реставрации древнерусского зодчества отодвигались в связи с тем, что идея создания города-музея была отвергнута. <…> Резкой критике подверглась работа СНРПМ. Директор СНРПМ С.Н. Давыдов, а годом раньше Ю.А. Чернышев были освобождены от занимаемых должностей. С работы их сняли новые руководители области <…>. Этому руководству несвойственно было дать достойную оценку работы Н.А. Чернышева и С.Н. Давыдова по спасению древнерусского искусства в первые послевоенные годы. Однако спасательные работы по памятникам были проведены, заложены научные основы и создана первоначальная методика реставрации".
(Тынтарева Л.Я. "Как создавался город-музей" (альманах "Чело" №3 март 1995 г.)
http://www.novsu.ru/file/131002

Вечер памяти Л.М. Шуляк

состоялся 9 октября 2016 года, одновременно с открытием выставки. В начале вечера прозвучали церковные
песнопения в исполнении академического женского хора ГЦКиД им. Н.Г. Васильева (рук. М.Н. Попова).
Потом гости вечера прослушали доклад искусствоведа,
историка новгородской архитектуры
Владимира Алексеевича Ядрышникова
о творческом пути Л.М. Шуляк,
услышали воспоминания
её друзей и коллег.
"Случилось так, что у истоков новгородской мастерской оказались люди интеллигентные, знающие, широко образованные, влюбленные в исторические памятники, к тому же воодушевленные послевоенным энтузиазмом и патриотическим подъемом. Они сумели сохранить преемственность принципов реставрации, то лучшее, что было в дореволюционной школе, и развить их. Некоторые архитекторы непосредственно работали с представителями старой русской реставрации. Так, Л.М. Шуляк в довоенные годы трудилась под руководством профессора К.К. Романова, ученика ведущих реставраторов начала XX века В.В. Суслова и П.П. Покрышкина".
Ядрышников В.А. "Золотой век новгородской реставрации" (альманах "Чело" №3/1999) http://www.novsu.ru/file/131018
Владимир Алексеевич Ядрышников
искусствовед, историк новгородской архитектуры
во время доклада 9 октября 2016 г.
.
В январе 1995 года вышла международная женская газета "ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ", автором, редактором и учредителем которой была Людмила Михайловна Гаричева.
Это была первая публикация, где целый разворот газеты был посвящён Л.М. Шуляк.
Людмила Михайловна Гаричева
у экспозиционного стола с номерами газет "ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ" ,
подаренными к выставке памяти Л.М. Шуляк.
9 октября 2016 г.
Шуляк Л.М.:
" <...> Вы спрашиваете, сколько я памятников после войны восстановила?
Все памятники – это мои дети, которых я нянчила, когда после войны они были при смерти. Так что в каждом памятнике есть «кусочек» меня, моего сердца.
Восстанавливала Нередицу, Спас Преображения, Рождество на Красном Поле, Петра и Павла в Кожевниках – это основные памятники.
Мало было тех архитекторов, кто приехал на восстановление города. Спасение памятников – необходимость историческая: если памятники погибнут, то тогда никто ни о чём не узнает. Зодчество древнего Новгорода уникально.
И мы работали. Не столько для себя и современного отрезка времени, а главным образом для наших будущих поколений. Главное, чтобы памятники для них остались - вот такую задачу мы ставили перед собой. И ещё быть правдивыми. Лучше иметь переделки на памятнике позднего периода, чем придумывать и фантазировать на его первоначальном облике. Нельзя! Этим мы совершаем грех. <…> Отбор памятников для восстановления совершался по одному принципу: если мы им немедленно не поможем, то они рухнут окончательно.
<…>
История не должна быть выдумкой, а должна быть правдой. В этом отношении архитектура освещает многое: культуру, искусство, строительные материалы, строительные приёмы, конструкции и прочее. А также и быт, и социальный строй эпохи".
(Источник: международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь" №1(10) январь 1995 г.)


Л. М. Шуляк 1960-е года.
Источник: международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь", № 5 1997 г.
https://vk.com/photo-12011186_261898172
Любовь Митрофановна Шуляк
человек - эпоха

Любовь Митрофановна Шуляк родилась 9 октября 1896 года в Петербурге в семье военного врача, Действительного статского советника Митрофана Яковлевича Шуляка и дочери киевского педагога П.Т. Шатько - Елены Петровны. Детство провела в Киеве.
"В 1916 году Л. Шуляк посещала Высшие женские архитектурные курсы, впоследствии вошедшие в состав Государственного Архитектурного института, который окончила в феврале 1927 г. со званием архитектора. Одновременно училась в Ленинградском университете на археологическом отделении факультета общественных наук (ФОН)".
Л.М. Шуляк "получила обширное гуманитарное образование, навсегда определившее круг интересов и умение всесторонне охватывать исследуемый материал".


Л.М. Шуляк. Фотография 1913 г.
С 1920 по 1930 гг. Любовь Митрофановна была научным сотрудником Государственной Академии Истории Материальной Культуры (ГАИМК) (Ленинград). "В составе экспедиций ГАИМК в 1920-30 гг. Л. Шуляк работала по выявлению и обследованию памятников архитектуры Архангельской, Псковской, Новгородской и Ленинградской губерний, Среднего Поволжья". В Ленинграде "была связана со многими деятелями культуры и искусства", такими как В.А. Щуко, А.В. Щусев, Н.К. и Б.К. Рерихи, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь, Д.В. Айналов.
"Пережила блокаду Ленинграда, <...> участвовала в эвакуации коллекций Эрмитажа, статуй Летнего сада и других памятников.
По ложному обвинению, которое впоследствии было снято, весной 1942 г. была сослана из Ленинграда в Сибирь".
Возвратилась из Сибири в 1945 году.
В 1946 году "приехала в Новгород по приглашению С.Н. Давыдова, директора Новгородской реставрационной мастерской. Придя в мастерскую уже сложившимся специалистом, была одной из тех, кто создавал новгородскую реставрационную школу".
(По вступительной статье И.Б. Аблизиной к книге Л.М. Шуляк "Стихотворения и афоризмы", Новгород, 1996 г.)

"<...> С конца 1940-х гг. Шуляк проводила прервоочерёдные противоаварийные работы на многих памятниках.
В 1950-1960-х.гг она автор проектов восстановления целого ряда первоклассных памятников древнерусского зодчества:
церкви Дмитрия Солунского с колокольней (совместно с П.Н. Максимовым, 1949-1959),
Фёдора Стратилата на Ручью (1951-1954),
Иоанна Богослова на Витке (1952),
Николы на Липне (совместно с П.Н. Максимовым, 1954),
Петра и Павла в Кожевниках (совместно с Г.М. Штендером, 1955-1957),
Спаса на Ильине улице (1950-1951, 1961),
Рождества на Красном Поле (совместно с Н.Н. Кузьминой, 1948-1954, 1969-1970, 1976-1983) и многих других.
Л.М. Шуляк являлась крупным специалистом по новгородской архитектуре "классического периода" (XIV-XV вв.). В процессе реставрационных работ ею сделаны важные открытия, которые сыграли большую роль в развитии реставрационной науки и истории архитектуры <...>.
Л.М. Шуляк первая занялась изучением гражданской архитектуры Новгорода XVIII-XIX вв., малых архитектурных форм. Ею опубликовано несколько статей и брошюр."
(В.А. Ядрышников "Л.М. Шуляк" (Приложение 3) / Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Каталог. Сост.и науч. редактор М.И. Мильчик. СПб, 2008)

Страница из книги "Практика реставрационных работ. Сборник первый". М., 1950 г.
(Предоставлена на выставку Новгородской областной научной библиотекой)
Церковь Спаса на Нередице XII в.
Фото Антона Каменского.
Воспоминания Л.М. Шуляк:
«Нередица была очень сильно разрушена, и я отправилась туда. На помощь мне дали несколько пленных немцев. Был там прораб, который бил их по щекам и пр. Я говорила: мы должны относиться к пленным с добротой, должны показать, что мы порядочные, добрые люди, которые понимают друг друга. Нужно, чтобы они почувствовали: мы люди, а не звери, как нас изображали. На Нередице мы разбили палатку, кругом бомбы. Помню, разбирали развалины, вдруг что-то блеснуло. «Подождите» - сказала. Осторожно раскопала и увидела бомбу, которая не разорвалась. Вызвали минеров, и они бомбу вытащили. Помню, как осторожно двое военных несли эту бомбу, а нам сказали: идите за апсиду в противоположный конец ручья, куда понесли бомбу. Мы прилегли, и над головами пролетели осколки взорванной бомбы. <…>
Как выглядела Нередица?
Верха совсем не было, пострадал памятник больше с западной стороны, потому что отсюда был обстрел.
Наша задача была такова: вначале разобрать завалы, выбирать их нужно было осторожно, потому что стенки рушились, летели мелкие кусочки разбитых фресок. Мы не просто копали, а осторожно выбирали фрагменты фресок, складывали и писали, возле какого места они найдены, потому что в большинстве случаев фрески падали рядышком, где стенка рушится, там и фрески.
Так что мы собирали фрески и, кроме того, мне пришлось заниматься такой работой, которой я раньше никогда не делала – укреплять фрески.
<...> Увидим, что фреска отходит от стены, делаем так называемое бортовое крепление. По бокам обмазываем и укрепляем, и она остается на месте.
…Ужасен вид развалин. Да и люди, ютившиеся в склепах, на кладбищах, были, как тени. Я удивлялась, почему я не прихожу в ужас от такой картины? Потом поняла, что к этой картине я была уже подготовлена
ленинградской блокадой».

Источник: международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь",
№ 1 (10) январь 1995 г.







Фото из книги "Великий Новгород. Колыбель государства Российского"
/Авт.-сост. В.Г. Смирнов. М.: Вече, 2012.
Церковь Николы на Липне XIII в.
Возвращение после поездки к церкви Николы на Липне. Фото 1955 г.
Источник: международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь", № 5 1997 г.
https://vk.com/photo-12011186_261898172
Из записок Л.М. Шуляк:

«Было ли страшно работать среди руин, где в завалах неразорвавшиеся бомбы, а над головой глыбы камней?..
Страх и бесстрашие. Последнее немного от врожденного характера. Но самое главное – «надо». Не навязанное и тягостное, а осознанное, ставшее частичкой тебя. Когда «надо», страх уходит, трудности становятся незаметны: нам надо спасать памятники, надо вернуть им жизнь для сегодняшнего, но и даже в основном для будущего. Это то, что, если пропадёт, то никакими силами, никакими миллионами не возродится.
«Надо» - дитя здорового духа. Здоровый дух сильнее всего. Он может заставить немощное тело сделать то, чего не сможет сделать и самое здоровое».
И. Аблизина, Л. Корчагина «Человек-эпоха»
(газета «Новгород», №8, 16-23 февраля 1995 г.)



Руины церкви Николы на Липне.
Фотографии новгородских храмов 1940-60-х годов из технического архива
Новгородского научно-реставрационного управления (ННРУ).


Шуляк Л.М.:
"<...> При восстановлении нам нужно было воспроизводить первоначальный облик сооружения, как бы тяжело это не было. И то, что с самой ранней юности я занималась археологией, архитектурой, это и помогло при восстановлении памятников после войны".
(Источник: международная женская газета "Вера. Надежда. Любовь" №1(10) январь 1995 г.)
Пустовойтов С.И.
Церковь Николы на Липне XIII века.

Серия «Новгород Великий». 1990. Б., акв. 61х86 см
Церковь Николы на Липне
Фото Антона Каменского 9 января 2015 г.
Никола на Липне
весной (во время разлива) 2010 г. и осенью 1997 г.
Фото А.А. Кочевника
Храмы, восстановленные Л.М. Шуляк в фотографиях 1940-1950-х годов
из технического архива Новгородского научно-реставрационного управления,
акварелях С.И. Пустовойтова и живописи А.С. Лебедева:
Спас на Ильине улице XIV в.
Сохранились фрески росписи Феофана Грека 1378 года.
Церковь Дмитрия Солунского XIV в.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках XV в.
Церковь Иоанна Богослова на Витке XIV в.
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью XIV в.
Сохранились фресковая роспись второй половины XIV века.
Церковь Рождества Христа на Красном Поле XIV в.
Расположена на Рождественском кладбище.
Здесь погребены князья Долгоруковы, Рахманинова Л.П. - мать знаменитого композитора .
Недалеко от храма похоронена Любовь Митрофановна Шуляк.
Л.М. Шуляк - Почетный гражданин Великого Новгорода (17.12.1987), кавалер ордена "Знак Почета", лауреат Государственной премии в области литературы и искусства "За возрождение городского ансамбля Великого Новгорода как результат восстановления и реставрации памятников архитектуры XII – XVII веков города и его окрестностей" (премия присуждена в 1996 году посмертно).
http://www.nogardia.ru/articles/view/247/

Часто после смерти люди завладевают
нашими мыслями и чувствами больше, чем при жизни.
Л.М. Шуляк
Любовь Шуляк. Стихотворения и афоризмы. Новгород, 1996 г.
Хотим выразить признательность всем реставраторам Великого Новгорода.
Тем, кто в довоенное время заботился о нём, тем, кто восстанавливал его из руин и тем, кто сегодня оберегает его
для новых поколений.

Хотим выразить признательность
руководству группы "Великий Новгород - прошлое в фотографии":
https://vk.com/club12011186, собравшей уникальный архив фотографий Великого Новгорода;
редакции новгородского альманаха "Чело", опубликовавшей огромное количество
статей по истории и культуре Великого Новгорода.

Приносим благодарность всем, кто принял участие в создании этой выставки:

Новгородскому научно-реставрационному управлению,
предоставившему фотографии новгородских церквей,
Людмиле Михайловне Гаричевой,
подарившей несколько номеров своей газеты "Вера. Надежда. Любовь", где написано о Л.М. Шуляк,
Александру Алексеевичу Кочевнику,
предоставившему слайд-фильм видов церкви Николы на Липне в разное время года,
Ирине Владимировне Бондаревой,
дополнившей выставку фотографией Л.М. Шуляк в Новгородской областной библиотеке на вечере в честь её 100-летия,
Владимиру Алексеевичу Ядрышникову
за интересный профессиональный доклад о работе Л.М. Шуляк по восстановлению новгородских храмов,
Александру Сергеевичу Лебедеву
за предоставленные картины новгородских храмов,
Семёну Ивановичу Пустовойтову (1921-1995)
чьи акварели украшают зал Центра музыкальных древностей уже в течение 20 лет,
и всем, кто пришел, кто вспомнил, кто любил эту удивительную женщину -
Любовь Митрофановну Шуляк -
"бабушку новгородской реставрации",
легенду Великого Новгорода.


Выставка работает с 14:00 до 19:00 часов
каждый день, кроме субботы.
Заявки на групповые посещения
можно сделать по договорённости
на удобное для Вас время
по телефону 8(8162)635019
Звоните!
Расскажите о нас!
Блог
Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина
Великий Новгород
http://centrpovetkina.tilda.ws/
© 2016
Made on
Tilda