ВЫСТАВКА

В ИСКУССТВЕ Я НАШЁЛ
ПРЕКРАСНОЕ

к 75-летию Почётного гражданина Великого Новгорода
ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ПОВЕТКИНА
(1943 - 2010)
26 февраля 2018 года в Центре музыкальных древностей В,И. Поветкина открылась выставка памяти "В искусстве я нашёл прекрасное"
Выставка 2018 г.
"О себе. Моя мама – Байбакова Мария Фёдоровна – придумала родить меня в 1943 феврале под Сталинградом. Вот где моя родина по материнской линии. Курская земля – это отчизна или родина по отцу. <...> Курск знаем как жители самых разных его концов, улиц и переулков, начиная от 2-й Цветовской в Рышкове до Тускарной возле Кировского моста, даже в знаменитой «шестёрке» на Красной площади обитали – в 1949 г. Знание это особенное, так как долгое хождение по квартирам – почти то же, что хождение по мукам. В 1961 году вышел идиотский указ о том, что квартиранты, платившие хозяевам в течение года, обретают право дальше проживать не платя. Преследовалась гуманная цель сближения людей. Преследовалась (!) Мы тут же очутились за порогом. Даже по нынешним временам не всякий поверит в то, что для нас тогда оказался раем прохудившийся фургон от полуторки на садовом участке – совсем близко от Моквы, о которой, кроме её названия, я ещё ничего не знал. Каким-то чудом мама очень дёшево купила этот участок у семьи военных, кажется, уезжавших. Сейчас это место под глубокой тенью садов. А тогда было поле на огромной горбушке земли с былинками – саженцами яблонь, груш, вишен… "
(Из письма В.И. Поветкина Е.В. Холодовой, 1999 г.)

Ф л о т
Владимир Иванович Поветкин родился 26 февраля 1943 года в селе Степное Солдатско-Степновского сельсовета Быковского района Сталинградской области.
В 1962 окончил Курское художественно-графическое педагогическое училище.
В том же году, в декабре, был призван в ряды Советской Армии. Служил на Северном (1962-1965) и Балтийском (1965-1966) военно-морском флоте.
Художественных работ периода обучения в училище не сохранилось (вернее, большинство сохранившихся работ не датированы, не имеют названия). Во время службы на Северном флоте Владимир Иванович рисовал, но работ сохранилось немного. Три из четырёх эскизов (масло) мы представляем на выставке. Названий работы не имеют, кроме одной записи на обороте эскиза, указывающий год, когда В.И. Поветкин служил в г. Полярный Мурманской области.
Полярный (жёлтый дом) 1964 г.
Масло, 33 см х 48 см
Полярный, 1964 г.
Масло, 33 см х 48 см
"31 января 1964 г. Здравствуй, мама. Спасибо большое за краски и проч. принадлежности. <...> Краски прислала нужные. Работа как будто налаживается.
Солнце уже, вот-вот осветит Полярный, - за ближайшими сопками.
Помнишь? – ты писала «Ты же одарён счастьем, в тебе есть талант – этот дар природный, только не теряй его». Ответ – ответ тысячу раз повторявшийся – «Один процент таланта – девяносто девять, – труда». Вот тогда будет талант! "

(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, 1964 г.)

Фото: Курск, 1965 г.
Полярный
"Начало сентября 64 года" - надпись на обороте
Масло, 33,5 см х 47,5 см
В письмах к матери В.И. Поветкин делится с ней своими переживаниями, заботится о ней. Мария Фёдоровна сохранила все его письма за время, когда они были вынуждены разлучаться.
В 1957 году В.И. Поветкин почти два месяца был в пионерском лагере "Артек".
" 4 февраля 64 г. Мама, ты знаешь, что я не могу свои хорошие чувства выражать нежно и с восторгом (мне почему-то кажется, когда слышу искристые слова благодарности, - кажется в этих словах ложь) но всё, что ты сделала и делаешь – большая помощь для моей работы, и я доволен.
Сейчас оповестили: «Ожидается ветер ураганной силы!»
Сделал «Сияние» - краски так помогли. Тебе может тяжело бывает слушать о здешней резкой погоде и одиночестве, зажатом в сопках, но я скажу, что природа здешняя очень интересна, такую нигде не найдёшь, такого богатства красок как зимой так и летом не найдёшь и на юге. Здешняя земля не занимает красоты у других, но и свою не теряет и, в то же время, даёт возможность замечать в ней всё новое, красивое".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, 1964 г.)

Есть три фотографии с работ В.И. Поветкина. Возможно, одна из них и есть "Сияние"...
"Что надо прислать: Этюдник с красками, папку рисовальную (попробуй, возможно, она войдёт в этюдник), губную гармошку (хоть иногда вспомню, как я играл один, сидя у окна на Цветовской, в полной тишине, при заходящем солнце)
Скоро (летом) солнце не будет заходить за горизонт - будет больше возможности рисовать.
Договорился с редакцией о том, что буду подавать рисунки в газету «На страже Заполярья». <...>
Я буду присылать работы, ты их складывай. Да и вообще книги, рисунки, старайся устраивать так, чтобы они были целы.
А здесь бывает красиво. Небо и вода, и кусок земли иногда имеют такие отношения напряжённые, а сопки напоминают каких-то фантастических животных".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой 20 марта1963 г.)

В письмах Владимир Иванович часто посылал рисунки прямо в самом письме.
Сохранились зарисовки, на которых словами обозначены цвета.
Полярный. 26-27 июня 1963 г.
Тушь. 14.3 см. х 20.3 см.
Полярный. 14 сентября 1963 г.
Карандаш. 20,5 см. х 28,5 см.
Владимир Иванович прекрасный график. Чёткие, выразительные линии, продуманная композиция.
Но Поветкин был не только одарённым художником, но и одарённым музыкантом. Музыку он любил, сильно переживал, слышал её во сне, видел музыку в цвете. Он мог играть на любом музыкальном инструменте. Некоторые музыкальные композиции, связанные с периодом, когда В.И. Поветкин жил в Воротней башне Ярославого Дворища Великого Новгорода, дошли до нас благодаря магнитофонным записям.
Благодаря художественному и музыкальному дару, Владимир Иванович открыл для нас звуковой мир древнего Новгорода, восстановив по найденным обломкам археологические музыкальные инструменты X-XV вв. не только в формах, но и в звучании, обратив внимание не только на собственно музыкальные инструменты - гусли, гудки, сопели, но и на все звукоизвлекающие предметы: бубенчики, трещотки, брунчалки и т.д.
"В.И. Поветкин – это не просто поразительно одарённый реставратор музыкальных инструментов, это своего рода явление" - сказал академик Д.С. Лихачёв в 1982 году.




Полярный. 11 июля 1963 г.
Карандаш.
Полярный, 19.12.1963 г.
Карандаш.
Надпись: "Холодно, в воздухе искры".
Последний год службы (до декабря 1966 года) В.И. Поветкин проходил на Балтийском флоте, в Калининграде, где он сотрудничал с конструкторским бюро Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»; некоторые наработки вошли в Проект первого в СССР Большого десантного корабля.
Из газеты "Страж Балтики", 20.10.1966 г.

(Калининград, 1966)
Карандаш.


Карандаш.


(Калининград). Тушь. (1965-1966)

"17 декабря 1963 года. Здравствуй, мама. <...>
Где ты сейчас? Рассказывай всё, Здесь всё время ночь, за исключением обеда, когда над сопками бывает просветление и всё становится синим.
И за скрипку спасибо большое. Может случиться, что и научусь. Хотя времени-то. Раз уж взялся за живопись, так надо сначала в ней успеть сделать вещь и не одну.
Я чувствую музыку и вижу в ней цвет. Но ведь не занимался я ею. И всё же я мечтаю научиться исполнять и даже сочинять. В уме я иногда сочиняю, но написать на ноты не могу.
Ну, до свидания. Вова".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, 1963 г.)

Вспоминая о Курске, Владимир Иванович рассказывал, что вечерами по радио часто передавали классическую музыку и он постоянно её слушал.
«Он природой одарён был необыкновенно. И художественно и музыкально… Он был очень тонкий человек. Он понимал людей… Ему мешало жить обострённое чувство несправедливости» - вспоминает его однокурсник по Курскому художественно-графическому училищу Виктор Семёнович Корнеев (10.08.1938 г.р.)
"В этой жизни нужно быть отвратительным артистом или гениальным творцом в области техники и науки.
Почему отвратительным артистом? Потому что, для того, чтобы жить обывателем, нужно всё время обманывать, хитрить, делать вид, что плачешь, подлизываться к начальству и т.д. – разве для этих проделок не нужно уметь в нужный момент пускать слёзы, смеяться, делать вид учёного и умного человека.
А если уж слишком талантлив, то тут уж можно быть честным, так как, в конце концов, победа будет на твоей стороне".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, 1964 г.)

Письмо В.И. Поветкина к М.Ф. Байбаковой, 1963 г.
« Курить я не брошу. Не обижайся, что говорю так откровенно. Другой, может, по-другому бы написал и на время успокоил бы тебя, но я уже давно разучился обманывать. Больше всего мне почему-то хочется молчать".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, 1964 г.)

Калининград, 1965 г.
Л е н и н г р а д
В декабре 1966 года Владимир Иванович вернулся со службы домой. Летом 1967 года поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. Проучился год на последнем курсе и в 1968 году получил диплом.
Тут надо сказать, что Поветкин не стал получать диплом об окончании курского училища из-за разногласий с некоторыми преподавателями. Его однокурсник В.С. Корнеев, вспоминая об этой ситуации, сказал, что Поветкин был прав и были преподаватели, которые его поддерживали. Нетерпимый ко лжи и несправедливости он не раз вызывал своим "немолчаливым" или молчаливым поведением гнев и непонимание многих, находящихся рядом людей.

«Спустя недолгое время, ближе к осени я уехал в Ленинград. Работал охранником в Медвежьем Стане и формально числился на 4-м курсе Ленинградского худ.училища. В 1968-м получил диплом, которым не пользовался, и до июля 1969 года работал в «Молодой Гвардии». А дальше – Новгород».
(Из письма В.И. Поветкина Е.В. Холодовой, 1999г.)

Сохранился ряд работ, написанных В.И. Поветкиным во время обучения в Ленинграде. На некоторых есть надписи, сделанные В.И. Поветкиным. Их мы представили на выставке.

Мурино или неподалёку от него. 1968 г.
Масло. 30 см. х 40 см.
Мурино. 1968 г.
Масло. 33,5 см. х 40 см.
Медвежий стан. 1968 г.
Масло. 20 см. х 22 см.
(Медвежий стан. 1968 г.)
Карандаш.


Портрет Г.Л. Ковалёва. Ленинград, 1968 г.
Карандаш.


Пудож (Карелия), 1968 г.
Карандаш.


Выставка 2018 г.
К у р с к
После получения диплома В.И. Поветкин едет сначала в Карелию, а затем в Курск, где стал работать в газете "Молодая Гвардия" (декабрь 1968 - июнь 1969). Этот период отражён в письмах к Галине Ларской - музыканту, поэту из Москвы, которой он описывал своё житьё. Письма шутливые, с неожиданными поворотами в рассуждениях, и удивительно лёгкие, несмотря на разные проблемы.



Из писем к Галине Ларской, 1968.

"Все дни почти не сплю... – то моя личная бессонница, то бессонница, связанная с выполнением работы. А работаю сейчас в «Молодой Гвардии» – лит. газетка. Завтра выйдут первые иллюстрации. Плохие. Мне противно на них будет посмотреть. Но что поделаешь – времени на размышление не дают. Сегодня дали задание – пять иллюстраций! – завтра неси готовое. Но ещё обиднее то, что надо угождать. Мало того – сумей, докажи правильность, «объясни смысл» готового... если спрашивают. Но чаще всего не спрашивают… – «Переделать»… – Вот... вкратце, о моей новой и необычной работе".

"Здравствуй, Галя.
25 декабря. Занят. В редакции гонка… воображения. Освобожусь, вернее, надеюсь на проблески безделья лишь в следующем году. <...>
День рождения… А ведь ты спрашивала об этом, когда я был у Вас… Мне право… не по себе.
Автобиография.
Я, Поветкин Владимир Иванович, уроженец Сталинградской области Быковского р-на Солдатско-Степного с/совета. Год рождения – 1943, месяц – февраль, день – 26.
С тех пор я появился на Земле. Проживу здесь ровно 113 лет. После чего, по программе моего первого прародителя, оберегающего в настоящее время огненные светила всех вселенных (в том числе и наше – Солнце), я покину Землю, и, в образе безымянного, холодного камня пронесусь мимо всех известных Звёзд и... разобьюсь о гигантскую бесконечность вдребезги! А потом... все мои дребезги соберёт выпускник Курского мединститута и отнесёт Кухниной (гражданка такая – вместо головы – глобус), которая к тому времени будет обладать лучшей коллекцией глупостей.
И так… С Новым годом! Будь здорова!
Крепко, крепко запечатываю конверт.
До свид. – Влад".


"Здравствуй, Галя. <…> У меня всё по-старому. Опять поморозился. Был в командировке в Судже (Курская область). Искали народных умельцев для «Родника». В Судже когда-то я лишился отца. В памяти кое-что оставалось и, можешь ли представить – вспомнил, узнал. Но всё это чепуха! Меня поразили эти места необычайной красотой. Никогда бы не подумал, что в области может быть такой уголок, как Горналь. Во вторник выйдет номер с «Родником» – пришлю. Правда самые острые и важные моменты зарезаны цензурой, но всё же этот номер лучше… чем про доярок. <...>
Поздравляю тебя с днём Советской Армии – это я надеюсь, что ты меня поздравишь с международным Женским праздником. Напиши мне в письме следующем, как мне добираться к вам от Курского вокзала. Приеду я вероятно в субботу, т. к. суббота и воскресенье – выходные дни. Только не знаю в какую. Ну вот пока… До свидания – 15 февр. 69 г.
Неунывающий дачник".

В.И. Поветкин, 1967-1968 гг.
1968 год. Питер
"Моя подруга Белла пришла ко мне с художником Володей Поветкиным. Они с Беллой работали охранниками в каком-то учреждении. Володя – отрок с иконописным лицом, сдержанный до отрешённости, у него прямой и чистый взгляд. В нём спокойствие и холодноватость. Среди васильков во ржи, среди лесов и полей он был бы хорош. Город Володя не любит. Смертельно любит музыку".
"Он одухотворял всё, к чему прикасался". Из дневников Галины Ларской (альманах "Чело" 1-2/2013)
Газета "Молодая Гвардия", рубрика "Родник". Оформление В.И. Поветкина.
Текст В. Поветкина и А. Шитикова.
18.02.1969 г.
Газета "Молодая Гвардия", рубрика "Родник". Оформление В.И. Поветкина.
Текст В. Поветкина и А. Шитикова.
18.02.1969 г.
Н о в г о р о д
В е л и к и й
"Здравствуй, Мама. Прости за молчание. Я нахожусь в городе, который зовётся – Господин Великий Новгород! Здесь я должен рисовать панно. Думал, что вернусь в Ленинград скоро, но обстоятельства сложились не так, как ожидал я. Подрамники не были готовы и вот только начинаем рисовать. <...> Сегодня вернулся из поездки по Псковской области и очень-очень доволен, т. к. всё в новом и новом наряде узнаю древнюю Русь".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, 1969 г.)

Новгород стал судьбой Владимира Ивановича. Нелегко приходилось ему в городе, который он когда-то увидел во сне.
"Как художника меня мучили бесчисленные вопросы. Где ответы? Судьба уже в августе 1969 года занесла меня в Великий Новгород. Ну и попал в жернова! Одни люди всеми силами удерживали здесь меня и говорили: «Не уезжай! Нам нужны твои руки». Другие – любыми способами выталкивали вон, вплоть до использования силовых структур. <...> И вот, промчались годы, десятилетия. И как бы ни были мне дороги курские холмы и поля, мать-старушка, обитающая всё в том же домике возле Моквы, я должен оставаться в этом болотистом крае, судьба мне приказала помнить о Курске, но оставаться тружеником Славенского конца Великого Новгорода".
(из письма к Холодовой Е.В., 1999 г.)

Фото Э.Ф. Тихоновой, 1971 г.

В Новгороде Владимир Иванович сделал несколько оформительских проектов. В 1970 году был сделан заказ на изготовление информационного щита на Ярославовом Дворище.
"Сейчас сделал эскиз рекламного щита на Ярославово дворище и скоро начну делать копию Мстиславовой Грамоты XII века. Настроение моё переменное. Временами только хочется забыться чтоб не видеть ни чужих ни своих бед. <...>. Ты не обижайся на меня – неразумного… мне тоже временами тошно жить. Но я ничего ещё на этом свете не сделал… так что надо надеяться, что когда-то и над нами будет ясное небо (хотя я это с большой опаской пишу, и наверное чтобы успокоить самого себя)".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, 1970г.)

Щит на Ярославовом Дворище. Макет. 1970 г.

"Приступил к работе на Ярославовом дворище. Щит находится на улице, и руки быстро мёрзнут – дело медленно продвигается и… неудобств много. Никому дела нет до художника – «пусть делает, как хочет – лишь бы хорошо и в срок»…".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, апрель 1970г.)

Щит на Ярославовом Дворище. 1970 г.
Фото Э.Ф. Тихоновой

В 1972 году совместно с художником и другом В.Ф. Гребенниковым по эсказам В.И. Поветкина были сделанны два панно и три витража для гостиницы "Волхов".
Панно "Аз есмь Новеград".
Фойе новгородской гостиницы "Волхов". 1972 г.
"Мы сделали одну стенку в гостинице «Волхов». <…> Сейчас приступаем к выполнению второго панно на другую стенку".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, февраль 1972 г.)

"26 марта мы с утра до вечера, а вернее – до ночи монтировали второе панно в гостинице. Все предыдущие дни мы его в срочном порядке делали. А 27 марта в 9 часов утра я отправил телеграмму, и в 10 часов у нас принимали панно. Всё прошло благополучно – с оценкой 5. <...> Теперь предстоит работа в гостинице по оформлению декоративных решёток и витражей.
Работы в гостинице очень много. Дай Бог, в этом году закончить. После этой работы я обязан выполнить ряд работ для музея. Когда кончится работа в музее, тогда я подумаю, что делать дальше и как устраивать свою судьбу. Но то, что я сказал выше, я должен и обязан выполнить – на всё это заключены официальные договоры".

(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, март 1972 г.)
Панно "Аз есмь Ильмень".
Фойе новгородской гостиницы "Волхов". 1972 г.
"А на следующей неделе поедем с Вофкой Гребенниковым в Псковскую область за стеклом для витражей и приступим к работе над витражами в той же гостинице «Волхов». Вот такие мои дела".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, апрель 1972 г.)

"Гребенников Владимир Фёдорович, художник мирового класса – он тоже из Курска" - так написал о нём Владимир Иванович в письме к Е.В. Холодовой в 1999 году.
В.Ф. Гребенников переехал в Новгород вместе с семьёй в 1970 году.


В.И. Поветкин и В.Ф. Гребенников.
Фото Э.Ф. Тихоновой, 1971 г.
"Здравствуй, Мама. Спасибо за письмо. Можешь поздравить нас с окончанием первого витража. Что касается остальных двух, то неизвестно, будем ли мы их в этом году делать. Видимо завтра поедем в Псковскую область за цветным стеклом. Всё остальное зависит от согласия финансирующего заказчика. На одном из витражей будет изображена «Садовница» – помнишь, я когда-то рисовал тебе дома? Так вот это та самая «садовница»".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, август 1972 г.)

Садовница. 1972 г.
Витражи в фойе гостиницы "Волхов". 1972 г.
Новгородских работ В.И. Поветкина, написанных маслом, в принципе одна - церковь Рождества Богородицы на Перынском скиту XIII века. Кроме этого есть рисунки церквей карандашом и тушью.


Церковь Рождества Богородицы на Перынском скиту XIII века.
(Написано зимой 1969 - 1970 года, когда жил в Юрьевом монастыре)
Масло. 34 см. х 48 см.
Церковь Рождества Богородицы на Перынском скиту XIII в.
Георгиевский собор XII века Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Соймы. Карандаш.
Письмо В.И. Поветкина Галине Ларской, 1969 г.
Письма В.И. Поветкина опубликованы в альманахе "Чело" 1-2/2013
http://centrpovetkina.ru/
Письмо В.И. Поветкина Лине Докторович, 1969 г.
Работы, написанные маслом, лежали "группами". Рядом с "Церковью Рождества Богородицы", лежала картина с изображением лодок. Возможно, она тоже написана в Новгороде.

Лодки.
Масло. 48,5 см. х 35 см.
Ярким наследием Поветкина-художника являются его деревянные скульптуры, сделанные в период 1970-1975 г.г. "В эти тяжёлые пять лет Поветкин, помимо сложнейших реставрационных работ, создал несколько собственных художественных шедевров – деревянных скульптур, глубоких по содержанию и изумительных по исполнению. Скульптур, отражающих душевный мир молодого Владимира Поветкина" - пишет в статье "Памяти Владимира Ивановича Поветкина" его друг С.Д. Малютин (альманах "Чело", 1-2/2013, посвящённый памяти В.И. Поветкина)
"Продолжаю делать деревяшку. У неё странное название – «Вековек». Работы очень много – в принципе я её только начинаю.
Много сделал эскизов – выполнить их – у меня не хватит жизни. Вот такие мои дела и мысли".

(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, февраль 1973 г.)

Деревянные скульптуры В.И. Поветкина.
Фото В. Кокурникова, 1974 г.
(Слева - "Вековек")
"Проматерь Напевов". Скульптура, которой Владимир Иванович посвятил почти два года, закончив её 1 марта 1975. Рядом скульптура "Одиночество". Обе скульптуры двухсторонние.
Рисунок скульптуры "Одиночество" из письма к Галине Ларской, ноябрь 1971 г.
"Ну, и в окончание скажу, что искусство не должно главенствовать над землепашеством, ибо они, как одинаково естественны, так и одинаково божественны. Болезнью поздних времён стало превозношение искусства (часто подделки) над тем, на чём оно рождается.
Это одна и та же скульптура с разных сторон – вернее схема скульптуры «Одиночество». Я её почти сделал, правда, в малом размере за неимением материала. Для меня это нечто новое. С одной стороны – неприступная красота, гордость и улыбчивость. С другой – отчаяние, холод, безысходность, муки. С одной стороны – фигура одиноко идёт, с другой – вся в напряжении, устремляется ввысь. С одной стороны – одиноко стоит, с другой как бы разговаривает с миром. Руки спереди временами напоминают гордое положение рук у актрис, временами это не руки, а пояс современной кокетки (не обязательно современной). Руки сзади – иногда кажутся заломлены в отчаянии, иногда — это какое-то тряпьё на ветхом теле, иногда — это крылья. Жалко, что нет у меня возможности фотографировать. На рисунки более понятные много идёт времени. Но, вот я описал тебе – может, и наврал где-то, но кое-что всё-таки удалось.".

(Из письма В.И. Поветкина Г.Г. Ларской, ноябрь 1971 г.)

"А сегодня – 1 марта – я окончил деревяшку, которую начал полтора года назад.
Ты говоришь, чтобы я бросил это занятие своё искусствами. Мне больно слышать от тебя это. Это не просто занятие искусством – это отношение к труду. Такое же отношение, как и твоё на производстве. Но разве все твои беды на работе не происходили именно от отношения к работе, от добросовестного отношения? И разве ко мне по этой причине будут иначе относиться? Ведь мои беды именно ту имеют почву, что и Твои.
А произведения мои – мои дети и любовь моя, и жизнь. Я мечтал о настоящей, человеческой жизни, но видно – не судьба. Временами кажется, что силы мои совсем иссякли. Каждый год я сильно болею… В каждый год я переживаю столько физической и душевной боли, сколько на иного человека не приходится в десятилетие. Я понимаю, что ты желаешь мне добра и лишь по этой причине так говоришь. Но не говори больше – я в руках судьбы".

(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, март 1975 г.)

"<…> Ты меня родила для того, чтобы я трудился – и я тружусь – да только труд мой не нужен людям. Бог наградил меня многими способностями и… швырнул в это звериное общество. Не ругай меня.
Вспомни и свою жизнь, когда желания твои не совпадали с возможностями, когда и ты была бессильна изменить события, когда и ты видела надвигающуюся беду и не могла ни одолеть её, ни уйти от неё. Вот так и сейчас – ни ты, ни я не можем что-либо изменить. Остаётся лишь терпеливо ждать и надеяться, что всё будет хорошо. И никогда не говори такого слова как «чужие» – это очень плохое слово! И им вообще лучше не пользоваться. <…>
Будь поспокойнее. Будь поспокойнее. Быть может, мои защитники, обещающие прийти ко мне через века – придут завтра… Придут завтра! и не будем мы так одиноки, и не будем так разбросаны по свету.".

(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, февраль 1976 г.)

Выставка 2018 г.
Выставка 2018 г.
Выставка 2018 г.
"Нельзя не коснуться и ещё одного открытия, сделанного Поветкиным на основе новгородской археологии в середине 1970-х. Это возрождение им техники плетения из бересты, ремесла, столь популярного сегодня. Когда ему на реставрацию принесли небольшой фрагмент берестяного плетения, Поветкин, рассматривая его, путём экспериментов, добился нужного ему результата. С этого времени, помимо тёплых деревянных скульптур – «деревяшек», как называл их Володя, – его комнату стали украшать солнечные берестяные туеса, коробочки, сосуды, солонки. И, конечно же, делясь своим открытием, он обучил азам этого ремесла многих своих гостей".
(С.Д. Малютин "Памяти Владимира Ивановича Поветкина"
(альманах "Чело" 1-2/2013)
Берестяные изделия 1975-начало 1980-х.
Фото декабрь 2012 г.
Береста, деревянные ковши и ложки, гребешки - всё сделано высокохудожественно. Так и создавая музыкальные инструменты В.И. Поветкин подошёл к ним как художник. Два авторских музыкальных инструмента, сделанные в 1976 году очень красивы, с тонкими резными деталями.
"А ещё я делаю Гусли. Сейчас покрываю их лаком. Процедура эта долгая, т. к. из-за низкой температуры в комнате моей лак плохо сохнет. Но очень рад, что лак получился – я сделал его сам из янтаря. Способ приготовления довольно сложен, и для многих на сегодняшний день – загадочен.".
(Из письма В.И. Поветкина М.Ф. Байбаковой, октябрь 1976 г.)

В.И. Поветкин и авторские гусли, созданные на основе концертных в 1976 году. Фото 2008 г.
Гусли, созданные на основе концертных в 1976 году. Выставка 2018 г.
Гусли, созданные на основе концертных в 1976 году. Деталь.
Гусли, созданные на основе концертных в 1976 году. Деталь
Гусли с балалайкой, созданные в 1976 году. Деталь
Гусли с балалайкой, созданные в 1976 году. Деталь
На "западном стенде" представлено несколько авторских музыкальных инструментов. Два смычковых и три щипковых. Таблица, с изображениями балтийского псалтериума в старинных книгах, на браслете XII века и рисунки реконструкций В.И. Поветкина.
Выставка 2018 г.
Таблица, сделанная В.И, Поветкиным, украшала зал на лекциях по музыкальной археологии
в начале 1990-х.
Авторский смычковый музыкальный инструмент. 1983 г.
Авторский смычковый музыкальный инструмент. 1983 г. Деталь.
Авторский смычковый музыкальный инструмент. 1983 г. Деталь.
Авторский смычковый музыкальный инструмент. 1978-1979 гг. Деталь.
Три авторских щипковых музыкальных инструмента, созданных на основе балтийского псалтериума. Первый - кантелевидный музыкальный инструмент, созданный в 1983 году. Два других - конструктивно ближе к русским гуслям, но при этом струнодержатель как у кантелевидных инструментов.
Кантелевидный музыкальный инструмент. 1983 г.
Кантелевидный музыкальный инструмент. 1983 г.
Надпись: "Славна. Нутная. Лета (1983). Гуди бо во языцехъ горазнее"
Авторский музыкальный инструмент (гусли). 1982 г.
Сделан из бруса купольной части собора усадьбы Нелидовых в Мокве,
недалеко от садового участка и дома матери В.И. Поветкина.

«За четыре года службы на Северном и Балтийском флотах трижды побывал в отпуске – значит, навещал Мокву. Впоследствии через меня многие мои друзья узнавали для себя этот чудесный край с церковью, купающейся в лесном зелёном море.
<...>
9 мая 1969 года я пришёл в гости к семье глубокочтимых мною художников Андреевых. Ирэна Ивановна и Константин Владимирович в один голос спросили: «Ну как? Ты видел, что церковь взорвали?» Спрашиваю: «Какую?» – «Ту, что возле тебя».
<...>
Всеми средствами – автобусом, трамваем, бегом – спешил. Лелеял надежду, что, может быть, ещё не взорвали. И если не взорвали, то остановлю взрыв, став под стеной. Прибежал – к руинам, оставались стоять исполинами порталы. И вновь вспомнилось мастерство строителей. Сам не знал, для чего, но вытащил из груд кирпича два обломка строительных изогнутых брусьев, ещё только что составлявших купол храма, и отнёс их к нашему маленькому домику.

<...>

В 1982 году, навестив маму мою в Курске, обтесал я брусья, что из купола Спасской церкви, и привёз в Новгород – сделал гусли с веером из девяти струн.
<...>
Восхитительно: сначала дерево пело, живя в лесу; затем оно пело в хоре деревянных пружин, удерживавших плавные своды купола; а теперь оно поёт в легендарных гуслях. Вот он, образ моей Родины, пресветлый её Храм! Совсем близко.».

(Из письма В.И. Поветкина Е.В. Холодовой, 1999 г.)

Авторский музыкальный инструмент (гусли). 1982 г. Деталь.

Авторский музыкальный инструмент (гусли). 1980 г.
На этих гуслях В.И. Поветкин играл в конце лекций по музыкальной археологии. В Интернете есть аудио и видеозаписи исполнения "импровизаций", как называл Владимир Иванович свои авторские композиции. Ниже даны ссылки на два фильма.
1 - документальный фильм "Живые струны" (1984 г.), где уже в самом начале звучат эти гусли.
2 - передача новгородского телевидения "Мы и город" - встреча с В.И. Поветкиным (2007 г.)

Авторский музыкальный инструмент (гусли). 1980 г. Деталь.

Творчество В.И. Поветкина постепенно растворялось во времени, в самых разных делах, перетекая из одной формы в другую, от художественных картин до высочайшего класса реставраций, от исполнения своих авторских музыкальных композиций до народных песен и наигрышей. Именно благодаря своей одарённости он, как никто другой, познал народную культуру, творчество безымянных древних мастеров. Познал их величие и простоту, парящую над авторством, над себявыражением. Не отрицая авторство, он призывал людей искусства к осознанию и защите попранной народной культуры, когда-то объединившей и родившей нас - единый народ. "Мы все - родные люди"... И понятие это шире, чем какой-то один народ. Мы ВСЕ - родные люди. Вне зависимости от национальности, вероисповедания, места проживания. Как многие великие люди, он видел гораздо шире и гораздо дальше, а потому во многом не был понят при жизни. Обыватель, который так возмущал молодого Поветкина, сидит в каждом из нас и сопротивляется. И чем сильнее этот обыватель - тем больше он не любит таких Поветкиных, мешающих жить в тёплой, удобной, сладкой, бытовой жиже. Впрочем, нет плохих людей. Есть заблудшие. "Каждый делает то, что ему заповедано от Бога. Всякие люди должны быть" - сказал Поветкин. И был прав.
Владимир Иванович Поветкин - Заслуженный работник культуры РФ (1997),
Почетный гражданин Великого Новгорода (2007),
Кавалер Международного Ордена Святого Константина Великого (1996).
Им написано 143 научные и научно-популярные статьи.
В 1990 году он создал Центр музыкальных древностей -
организацию, выполняющую научную программу
по выявлению и восстановлению в формах и звучании
древних музыкальных инструментов X–XV вв.,
свидетельства которых археологи
открывают в старой части
Великого Новгорода.
Центру Поветкина
в этом году
28 лет.

© АНО "Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина"
© Попова Н.Н., Попов Д.Ю.

Все права на материалы, опубликованные на сайте принадлежат АНО «Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина». Все текстовые материалы, опубликованные на сайте, принадлежат авторам. Копирование и использование любой части этих материалов возможно только по согласию с правообладателем.
При использовании материалов ссылка на блог обязательна.
Выставка работает с 14:00 до 16:00 часов
каждый день, кроме понедельника.
Заявки на групповые посещения
можно сделать по договорённости
на удобное для Вас время
по телефону 8(8162)635019
Звоните!
Расскажите о нас!
Блог
Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина
Великий Новгород
http://centrpovetkina.tilda.ws/
© 2018
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website