Выставка
Как веретено превратилось в колесо

АНО "Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина"
Великий Новгород, Ильина ул. 9 "Б"
Прядение - одно из древнейших женских ремёсел на Земле. Самой первой техникой прядения было ручное скручивание нити из пряжы.
В эпоху неолита, когда совершенствовались каменные орудия, развивались прядение и ткачество, было изобретено "веретено" - специальная палочка для скручивания пряжи.
Сколько песен, сказок, преданий сложено о пряхах и прядении!
Вот загадка из Пестовского района Новгородской области, где очень образно сказано о прядении на веретене:


Пять овечек огород подъедают,
А пять прочь отбегают.


(Традиционный фольклор Новгородской области. Пословицы и поговорки. Загадки. Приметы и поверья. Детский фольклор.Эсхатология. По записям 1963-2002 гг. Составители: М.Н. Власова, В.И. Жекулина. СПб., 2006).

Веретено
Менялись времена, а прядение с помощью веретена оставалось основным способом превращения пряжи в нить.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D...
http://www.pravoslavie.ru/484.html

17 февраля 2016 года
в Центре музыкальных древностей В.И. Поветкина
открылась выставка самопрялок

(Коллекция Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина)
Европейские самопрялки
"Как и другие начала цивилизации, искусство прядения наглядно представлено нам на первобытных памятниках Египта, изображения не только оказываются настолько живыми, что едва ли нужно какое-либо описание, но они к тому же снабжены иероглифическими подписями, среди которых мы постоянно находим слово saht, которое по-коптски означает «скручивать»[404]. По большей части этим ремеслом занимались женщины, и именно поэтому незамужняя женщина все еще называется spinster («прядильщица»)
Генрих Шлиман. Троя. (Примечание XVI)
http://historylib.org/historybooks/Genrikh-SHliman...

Рис. 139 а. Египетские женщины ткут и прядут. (фрагмент)
Как Вы думаете, сколько слоёв будет, если обмотать нашу землю нитями, которые были спрядены с того дня, когда появилось веретено?
"Предполагается, что самопрялка появилась в Индии". Известно также "изображение самопрялки в средневековой германской книге, 1480 год" - бесспорное свидетельство их бытования в Европе. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D...
http://telarian.ru/?r=history&id=291
Известно также, что в 1530 году, в Нижней Саксонии (Северная Германия) "Иоганн Юргенс - каменотёс и ваятель из деревни Ваттенбютель возле города Брауншвейга по легенде создал свой станок для своей невесты. Самопрялка Юргенса позволила создать непрерывный процесс прядения, освободив руки прядильщицы от кручения (но не от намотки) и нагрузив ноги".
(Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: Учеб.пособие. Ч.I., М., 2009, С.201)
https://books.google.ru/books?id=dM-q5R8xyVsC&pg=P...
Даже знаменитый итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи не обошёл своим вниманием женское ремесло - прядение.
В любом случае, от самой ранней самопрялки, когда благодаря вращению колеса только скручивали нить, до самопрялок с механизмом наматывания нитей на катушку, прошло время. А вот веретено в веках так и не потеряло свою популярность, по крайней мере на Руси.
С тех пор самопрялки прочно вошли
в европейскую жизнь.
К сюжету прядения нередко обращались художники,
изображая бытовые сценки или прядущих красавиц.
Кирин ван Брекеленкам (1620-1668). Пряха.
http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/18...
Леслетт Джон Потт (1837-1898)
http://www.pashastik.ru/index.php?newsid=663
Прядение - очень монотонная и утомительная работа. Усыпляющая. В коллекции нашего Центра музыкальных древностей хранится железная проколка для прялки, снабжённая колечком, позвякивающим во время прядения. Если пряха засыпала, проколка переставала позвякивать, и пряха просыпалась (внезапная тишина тоже будит). Чаще, девушки собирались прясть вместе - так было веселее, да и время проходило быстрее за разговорами и песнями.

В "Толковом словаре" Владимира Ивановича Даля при толковании слова "прясть" записаны такие вот поговорки
:

  • Наши пряли, а ваши спали!
  • Наша прялья не падка на прядево! (ленива)
  • Эка, прядева-то страсть, что некуда и класть!

"Женщины, собираясь вместе, по давнему обычаю занимались рукоделием. Этот обычай известен и в европейских, и в русских деревнях и дошёл вплоть до европейских салонов нашего времени"
(Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: Учеб.пособие. Ч.I., М., 2009)
Куликов Иван Семёнович (1875-1941)
Пряхи (1903)

http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/1082-kul...
Многие русские художники в своём творчестве обращались к изображению деревенской жизни. Отразилась в их творчестве и тема прядения: в избе или на улице сидят девушки и вместе прядут, причём, даже понятно, поют они, молчат, или разговаривают.
И, конечно же, изображение молодой красивой пряхи (впрочем, как и изображение других рукодельниц, например, знаменитые портреты художника Тропинина В.А.

http://www.nearyou.ru/tropinin/0tropinin.html)
вызывало вдохновение живописцев.




Журавлёв Ф.С. (1836-1901). Пряха.
http://smallbay.ru/artrussia/zhuravlev.html


Сычков Ф.В. (1887-1958). Пряха.
http://artru.info/il/44144/ar/13674/
Бучкури А.А. (1870-1942). Пряхи.
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestv...
Самопрялка стала выполнять роль веретена. Это ускорило и облегчило процесс прядения.
В XVII веке самопрялки вошли в быт русских мастериц. Большое распространение они получили на Юге России.
Русские самопрялки
Изменяются технологические процессы, появляются паровые двигатели, затем электричество, изменяется и процесс прядения. Ножная педаль, раскручивающая колесо, заменяется электрическим приводом. Появляются электопрялки. Совершенствуется производство изготовления пряжи. И всё же, по мнению опытных прях, ручное прядение на веретене остаётся самым лучшим, по крайней мере, для тонкой пуховой нити.
http://orengarn.com/muzej/istoriya-orenburgskogo-p...

Так веретено превратилось в колесо, вернее, в целый механизм. А прялка - та, на которую крепилась пряжа - продолжала украшать рабочее место мастериц, чьё умение превратить пушистый комок пряжи в нить, а затем в полотно восходит к самым началам появления тканой одежды.
Но, это уже другая история...
Выставка работает с 14:00 до 19:00 часов
каждый день, кроме субботы.
Заявки на групповые посещения
можно сделать по договорённости
на удобное для Вас время
по телефону 8(8162)635019
Звоните!
(ВЫСТАВКА ЗАКРЫТА)

© АНО "Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина"
© Каменская А.В., Попова Н.Н., Попов Д.Ю., Каменский А.Н.

Все права на материалы, опубликованные на сайте принадлежат АНО «Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина». Все текстовые материалы, опубликованные на сайте, принадлежат авторам. Копирование и использование любой части этих материалов возможно только по согласию с правообладателем.
При использовании материалов ссылка на блог обязательна.
Расскажите о нас!
Блог
Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина
Великий Новгород
http://centrpovetkina.tilda.ws/
© 2016
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website